Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Комплексная безопасность дошкольного образовательного учреждения представляет собой состояние защищенности от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.
Работа по обеспечению безопасности ДОУ включает следующие мероприятия: организационно-управленческие; воспитательно-образовательные; профилактические.
Организационно-управленческие мероприятия
Первичным этапом является анализ состояния безопасности и издание на его основе инструктивно-распорядительных документов. Далее осуществляется планирование и реализация мероприятий по предупреждению ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников ДОУ, а также контроль.
Документы ДОУ по безопасности
· приказы;
· инструкций по вопросам безопасности, охране труда и технике безопасности;
· паспорт безопасности
· памятки по безопасности;
· паспорт дорожной безопасности;
· планы-схемы эвакуации воспитанников и сотрудников.
Воспитательно-образовательные мероприятия
· беседы и инструктивные занятия с воспитанниками по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях;
· встречи с представителями пожарной охраны, правоохранительных органов и других силовых структур;
· информирование родителей о проблемах обеспечения безопасности, рекомендаций по безопасному поведению воспитанников;
· оформление уголков безопасности в группах.
Профилактические мероприятия
· осмотр помещений;
· контроль технического состояния конструкций здания и систем жизнеобеспечения (водопровода и канализации, вентиляции воздуха, водяного отопления, электрических сетей и т.п.);
· осмотр территории, периметра ограждения;
· проверка состояния наружного освещения;
· проверка функционирования охранных систем.
Организация охраны ДОУ
· Силы охраны – ночные сторожа.
· Средства охраны – тревожная кнопка («УВО ВНГ России по Красноярскому краю»).
· Организация связи – телефонная линия.
· Организация пропускного режима – домофон.
· Система пожарной сигнализации и оповещения о пожаре (АПС) ».
· Система вывода сигнала в случае возникновения возгорания на центральный пульт пожарной охраны.
· Первичные средства пожаротушения – огнетушители.
· Металлические входные двери.
· Инструкции о действиях персонала при захвате, обнаружении взрывного устройства, получении информации об обнаружении взрывоопасных предметов, пожаре (поджоге).
· Забор по периметру территории.
Перечень мероприятий по комплексной безопасности ДОУ
1. Мероприятия антитеррористической защищенности
2. Организация охраны здания и территории
3. Плановые мероприятия по гражданской обороне
4. Выполнение норм пожарной безопасности
5. Выполнение требований по электробезопасности
6. Плановые мероприятия в области охраны труда
7. Выполнение норм санитарно-эпидемиологической безопасности
8. Профилактика дорожно-транспортного травматизма
9. Обеспечение безопасной эксплуатации инженерных коммуникаций
10. Оперативное взаимодействие с правоохранительными органами, структурами и службами.
Антитеррористическая защищённость ДОУ
· паспорт безопасности;
· обучение воспитанников и сотрудников порядку действий по предупреждению, а также при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· проведение инструктажей по антитеррористической безопасности;
· назначение ответственных лиц, их целевой инструктаж и проверка помещений перед проведением массовых мероприятий.
Пожарная безопасность ДОУ
· соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований ПБ, а также проведение противопожарных мероприятий;
· обеспечение ДОУ первичными средствами пожаротушения;
· неукоснительное выполнение требований контрольно-надзорных органов по устранению недостатков в области обеспечения пожарной безопасности;
· своевременное принятие мер по устранению отказов АПС;
· перезарядка огнетушителей (в сроки, согласно паспорта);
· поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов.
Электробезопасность ДОУ
· профилактические осмотры и планово-предупредительный ремонт электрооборудования и электросетей;
· периодическая проверка сопротивления изоляции и заземления оборудования;
· установка устройств защитного отключения;
· оснащение рабочих мест средствами защиты от электрического тока;
· периодические испытания средств защиты;
· обучение и инструктаж работников по электробезопасности;
· назначение ответственного за электрохозяйство и лица, замещающего его в период длительного отсутствия;
· организация работ в соответствии с Перечнем видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.
Охрана труда в ДОУ
· контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда;
· организация профилактической работы по снижению травматизма;
· участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации;
· организация проведения вводного и первичного инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников, персонал изучает должностные инструкции, системно проводятся инструктажи по техники безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности;;
· разработка, утверждение и обеспечение рабочих мест инструкциями по охране труда;
· периодическая специальная оценка условий труда;
· обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и средствами защиты;
· расследование и учёт несчастных случаев.
Дорожная безопасность
· тематические беседы с детьми по воспитанию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах;
· привлечение родителей к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
· разработан паспорт дорожной безопасности;
· учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествиях с участием воспитанников и на их основе принятие соответствующих мер.
Безопасность эксплуатируемого здания и инженерных коммуникаций
· наличие контрольно-измерительных приборов и их периодическое испытание в лицензированной лаборатории.
· гидравлические испытания системы отопления;
· планово-предупредительные ремонты;
· профилактические осмотры и текущее обслуживание здания и его инженерных систем;
· назначение ответственных лиц за эксплуатацию теплоустановок и тепловых сетей; периодическое обучение данных лиц.
Взаимодействие с правоохранительными органами и службами
· наличие номеров телефонов оперативных и дежурных служб;
· наличия инструкций;
· информирования дежурных служб об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ;
· информирование органов ГИБДД о предстоящих выездах детей и организации их сопровождения.
Ежегодно – 2 раза в год (весна – осень) проводится учеба по эвакуации детей в случае пожара.
В МБДОУ д/с № 15 города Дивногорска функционирует медицинский кабинет в который входит – прививочный, кабинет приема. Медицинское обеспечение воспитанников МБДОУ осуществляется медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения по договору с КГБУЗ «Дивногорская МБ».
Медицинский персонал МБДОУ:
Степанова Татьяна Николаевна – врач-педиатр,
Павлова Татьяна Леонидовна – медицинская сестра,
Целями деятельности медицинского кабинета являются оказание медицинских услуг и профилактических мероприятий для детей в возрасте с 2 лет до 7 лет из числа воспитанников ДОУ.
В соответствии с целями деятельности, медицинский работник решает следующие задачи:
· охрана жизни и укрепление здоровья детей;
· проведение лечебно - профилактических мероприятий;
· обеспечение соблюдения санитарно – гигиенических норм деятельности в МБДОУ;
· соблюдение режима и качества питания воспитанников;
· взаимодействие с семьей и педагогическими работниками МБДОУ в целях обеспечения физического развития ребенка.
Медицинский персонал проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, контроль соблюдения внутреннего режима, качества питания, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм.
Критерием эффективности лечебно-оздоровительной работой МБДОУ служит улучшение здоровья воспитанников.
Оценку состояния здоровья детей проводят на основании наблюдений, профилактических осмотров, ежегодной диспансеризацией. Осмотр проводится врачом – педиатром, и узкими специалистами.
Контроль антропометрических данных проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае).
В конце учебного года для детей подготовительной группы готовятся школьные карты.
Медицинский персонал повышает свои знания посещая учебы, лекции, семинары, для повышения уровня знаний.
Организация медицинского обслуживания в МБДОУ.
Материально-техническая база медицинского блока.
Оснащение: Весы – 1, ростомер – 1.
В процедурном кабинете находятся: холодильник для хранения вакцин, термоконтейнер для доставки вакцин, бактерицидные лампы, медицинский инструментарий в достаточном объеме.
В своей работе медперсонал руководствуется следующей нормативной документацией:
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99;
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» №29-ФЗ от 02.01.00г.
СП 369 / 745 от 4 октября 1988 года « Об утверждении перечня документации ДДУ».
ОСТ 42-21-2-85 «О стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения».
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
СП 3.1.1381- 03 « Профилактика столбняка ».
СП 3.1.3.2.1379-03 «Общие правила по профилактике инфекционных и паразитарных болезней ».
СП 3.1.1321-3« Профилактика менингококковой инфекции ».
СП 3.1.2.1319-03« Профилактика гриппа ».
СП 2510 / 2665-03-32 « О дополнительных мерах по профилактике дифтерии ».
СП № 31.2.1203-03 « Профилактика стрептококковой инфекции ».
СП № 3.2.1317-03« Профилактика энтеробиоза ».
СП 3.1.2.1176-02 «Профилактика кори, краснухи, эпидемического паротита».
СП 3.1.958-00 «Профилактика вирусных гепатитов».
СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика кишечных инфекций»
Приказ № 60 от 19 января 1983 года « Медицинское наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей в организованных коллективах».
Приказ № 786 от 12 июня 1985 года «О введении положения о ДОУ».
Приказ МЗ РФ и МО РФ от 30.06.92 № 186/272 « О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовтельных учреждениях».
Приказ МЗ РФ от 19.01.93 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профосмотров детей дошкольного и школьного возраста».
Приказ МЗ РФ от 07.05.98 № 151 «О современных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям»
Приказ № 770 от 01.01.89 « О дезинфекции, стерилизации медицинского инструментария ».
Приказ № 666 от 12.07.84 « Питание детей в дошкольном учреждении »
Приказ № 216 от 10.07. 87« О дополнительных мерах по предупреждению пищевых отравлений в Д0У ».
Приказ № 610 от 30.05.84 и № 780 от 30.05.86« Диспансеризация детей дошкольного возраста ».
Приказ № 424 от 14.06.93 « Режим дезинфекции в Д0У ».
Приказ № 249 / 216 Д от 23.12. 94 «Профилактика чесотки ».
Письмо №13-16/42 от 23.03.03 года « Об обеспечении образовательных учреждений йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами».
Приказ № 249 от 10 июня 1998 года« О практической деятельности медицинского персонала дошкольного учреждения ».
Приказ № 245 от 30.08.91г. «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения.»
Постановление МЗ РС(Я) № 09 «О введении порядка учета дезинфекционных работ в профилактических целях на объекте»
Должностная инструкция врача-педиатра ДОУ.
Письмо Минздрава России « Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях » от 21 декабря 1999 года № 13-16/42 и др.
Организация работы по диспансеризации детей в МБДОУ
Термин «диспансеризация» включает в себя комплекс мероприятий, направленный на раннее выявление патологии у детей, формирование групп риска, проведение профилактических и оздоровительных мероприятий для предупреждения формирования патологических изменений в организме ребенка, выявление отклонений в состоянии здоровья детей имеющих функциональные нарушения здоровья, предупреждение хронизации процесса и реабилитация детей имеющих хроническую патологию. Порядок и периодичность проведения диспансерных мероприятий предусмотрены вышеуказанными приказами и методическими рекомендациями Министерства здравоохранения.
Расширенные медицинские осмотры проводятся в зависимости от возраста в несколько этапов:
2-3 года (перед поступлением в ДОУ) проводится педиатрами на участках:
1этап – осмотр педиатра (анализ крови, мочи, кала)
2 этап – осмотр специалистами (ортопед, хирург, невропатолог, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог)
3 этап – оценка физического, нервно-психического развития, определение группы здоровья.
5-6 лет (за год и перед поступлением в школу) проводится совместно медицинскими работниками ДОУ и детской поликлиники:
1 этап – оценивает медицинская сестра на основе базовой скрининг программы
2 этап – осмотр педиатра (анализ крови, мочи, кала)
3 этап – осмотр узкими специалистами (ортопед, хирург, офтальмолог, оториноларинголог, стоматолог, педагог, психолог, логопед)
заключительный этап – заключительный диагноз, оценка физического развития, оценка физической подготовленности, оценка нервнопсихическго развития,
группа здоровья, медицинская группа для занятий физкультурой
3,4 года (внеплановый): 1 этап – доврачебный, 2 этап – осмотр педиатра, 3 этап – осмотр узкими специалистами по показаниям.
После проведения профилактических осмотров проводится анализ эффективности проведения диспансеризации.